Новости Профориентир Обучение Работа Work&Travel Тренинговый центр
Дискуссии RSS-каналы English intro Партнерам Работодателям В избранное Стартовая
ДАЙДЖЕСТ

09:32 20.04.2018 Стартовал образовательный курс по интернет–маркетингу для жителей малых городов Беларуси

00:03 18.04.2018 ГАЛЕРЕЯ "Ў" ИЩЕТ ВОЛОНТЕРОВ (К)

00:04 17.04.2018 Alumni Forum Belarus 2018

11:34 13.04.2018 Тренинг по дебатам в Минске

23:48 04.04.2018 Успей зарегистрироваться на образовательный курс по интернет–маркетингу!

15:14 05.04.2018 Афиша образовательных мероприятий г. Витебска для взрослых (01.04 - 30.04.2018)

15:50 29.03.2018 Стипендия для студентов аспирантуры в Германии

11:32 29.03.2018 Набор в международную мастерскую форум-театра

10:52 29.03.2018 Волонтёрский проект в Бельгии в рамках программы ЕВС

11:20 14.03.2018 Подготовка выпускников Беларуских вузов к поступлению в американские университеты и колледжи

Порядок проведения кандидатских экзаменов и программные требования, предъявляемые к аспирантам

Порядок допуска к сдаче кандидатских экзаменов аспирантов и соискателей разработан в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения кандидатских экзаменов и зачетов в учреждениях, обеспечивающих получение послевузовского образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 января 2006 г. №5.

Кандидатские экзамены и зачеты принимаются дважды в год в соответствии с утвержденным расписанием. Ориентировочные сроки проведения сессий: осенняя – октябрь – ноябрь; весенняя – май – июнь.

  1. Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме, обязаны сдать кандидатские экзамены по общеобразовательным дисциплинам (философии и методологии науки; иностранному языку; основам информационных технологий) в течение первого года обучения, иные лица, получающие послевузовское образование, - в течение первых двух лет обучения.
  2. Планирование сроков сдачи кандидатских экзаменов осуществляется в индивидуальном плане аспиранта и соответствует учебному плану подготовки аспирантов.
  3. К кандидатскому экзамену по общеобразовательным дисциплинам допускаются аспиранты, выполнившие а полном объеме требования, представляемые программами-минимум по соответствующим дисциплинам и по личному заявлению, поданному за месяц до начала сессии.
  4. Не позднее, чем за месяц до начала сессии аспирант (соискатель) должен подать в аспирантуру заявление с просьбой о допуске к сдаче экзамена или дифференцированного зачета.
  5. Допуском к кандидатскому экзамену по общеобразовательным дисциплинам является реферат, выполненный в соответствии с требованиями типовой программы-минимум. Аспирант (соискатель) готовит реферат и сдает его в аспирантуру для рецензирования. Работа рецензируется в профильной лаборатории института с выставлением оценки.
  6. Лица, не имеющие высшего образования по избранной научной специальности, сдают дополнительный экзамен по базовому вузовскому курсу профильной дисциплины. Дополнительный экзамен сдается по ходатайству института в учреждении, обеспечивающем получение высшего образования по соответствующему профилю. Дополнительный экзамен должен предшествовать сдаче кандидатского экзамена по специальности.
  7. К кандидатскому экзамену по специальности допускаются лица, полностью сдавшие кандидатские экзамены и зачеты, предусмотренные планом аспирантской подготовки, и подготовившие рукопись диссертации.
  8. Кандидатский экзамен по специальности состоит из двух частей: первая часть кандидатского экзамена по специальности включает проверку знаний в объеме программы кандидатского минимума, вторая – проверку знаний в сфере исследований по избранной аспирантом (соискателем) проблематике диссертационной работы.
  9. Для сдачи второй части кандидатского экзамена по специальности аспирантом (соискателем) представляется дополнительная программа, которая разрабатывается совместно с научным руководителем и утверждается на заседании лаборатории не позднее, чем за месяц со сдачи экзамена.
  10. Кандидатский экзамен принимается по билетам в устной форме. В случае, если лаборатория считает целесообразным изменить форму проведения кандидатского экзамен (без билетов, письменно, в форме тестов или в др. форме), в аспирантуру и докторантуру не позднее чем за месяц до начала сессии подается выписка из протокола заседания лаборатории с предлагаемой формой проведения экзамена.
  11. Результаты кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам, как правило, действительны в течение 10 лет. Исключением могут быть результаты экзаменов, сданных по типовым программам, которые не претерпели существенных изменений.

Кандидатский экзамен по философии и методологии науки.

В современной социокультурной ситуации роль и значение философской методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий важнейшие сферы деятельности общества, глобализация социально-экономического развития временного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых.

Цель кандидатского экзамена по философии и методологии науки – выявить уровень философско-методологической культуры аспирантов и соискателей, умение успешно решать философско-мировоззренческие и методологические проблемы научного поиска.

Аспиранту необходимо знать:

  1. Роль философии в системе культуры как фактора ее развитие;
  2. Основные категориальные структуры и стили философского мышления;
  3. Ключевые положения и проблемы методологии гуманитарного и естественнонаучного знания;
    4. Персоналии философии и методологии науки;
  4. Прикладные аспекты философии и методологии науки в сфере образования.

Уметь характеризовать:

  1. Динамику философских и методологических концепций с позиции социокультурной многомерности.
  2. Гуманистические и гуманитарные параметры современной науки.
  3. Исторические формы взаимосвязи философского и научного знания.

Уметь анализировать:

  1. Роль философии в развитии науки и выработке цивилизационной стратегии.
  2. Основные стили философствования и типы научной рациональности.
  3. Аксиологические проблемы науки и бытия человека в мире.

Приобрести навыки и качества:

  1. Философской рефлексии и исследовательского мышления.
  2. Межкультурной коммуникации и диалога.
  3. Философской толерантности.

Кандидатский экзамен по иностранному языку.

Согласно Положению о программах-минимум кандидатского экзамена по иностранному языку и зачетам по основам информационных технологий, разработано ВАК Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 164, изучение иностранных языков является необходимой и неотъемлемой частью общеобразовательной профессиональной подготовки научных и научно-педагогических кадров. Это обусловлено интернационализацией научного общения, развития, сотрудничества специалистов на глобальном уровне и расширении сферы научного дискурса современной коммуникации. Знание иностранного языка облегчает доступ к научной информации, использование ресурсов в сети интернет, помогает налаживанию международных научных контактов и расширяет возможности повышения профессионального уровня ученого.

В связи с процессами глобализации усиливаются интеграционные тенденции в науке, культуре и образовании, что повышает роль иностранного языка как посредника всех интеграционных процессов. Именно иностранный язык воплощает единство процессов общения, познания и становления личности. В этих условиях цели и задачи изучения иностранного языка сближаются с целями и задачами профессиональной подготовки и становления аспиранта (соискателя) как ученого, т.е. иностранный язык постигается одновременно и вместе с наукой как форма, в которую облекается научное знание в соответствии с условиями научного общения.

Курс изучения иностранного языка носит, таким образом, профессионально-ориентированный и коммуникативный характер.

Право сдачи экзамена предоставляется аспирантам и соискателям, выполнившим в полном объеме программу курса обучения в аспирантуре и предоставившим обзорный реферат (тематический или свободный) на иностранном языке с краткой аннотацией на русском (белорусском) по прочитанной литературе в соответствии с выполняемой или предполагаемой темой исследования объемом 10-12 печатных страниц, при наличии списка прочитанной литературы по специальности, а также словарь терминов (300 слов) по теме исследования на иностранном языке с русскими эквивалентами.

Специфику кандидатского экзамена по языку составляют требования, посредством которых проверяется необходимый уровень языковых навыков и умений, обеспечивающий практическое владение иностранным языком в объеме данной программы, а именно:

  1. Чтение и письменный перевод со словарем на родной язык оригинального текста по специальности. Объем – 2000-3000 печатных знаков. Время выполнения работы – 45 минут. Форма проверки – чтение части текста вслух, проверка подготовленного перевода.
  2. Чтение (ознакомление, без словаря) оригинального текста по специальности. Объем – 1200-1500 печатных знаков. Время на подготовку – 2-3 минуты. Форма проверки – передача содержания текста на иностранном языке.
  3. Изложение на иностранном языке содержания общественно-политического текста, прочитанного без словаря и беседа по общественно-политической тематике, предусмотренного программой. Объем текста – 1500-2000 печатных знаков. Время подготовки – 10 минут.
  4. Беседа на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта (соискателя).

Дифференцированный зачет по основам информационных технологий.

Программа подготовки аспирантов и соискателей педагогических специальностей по курсу «Основы информационных технологий» составлена на основании типовой программы-минимум, утвержденной приказом ВАК Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 164. Она наиболее полно отражает требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям педагогического профиля, по которым ведется обучение в Национальном институте образования.

В психолого-педагогических исследованиях важное место занимают вопросы компьютерных технологий в сфере образования, их проблемы и перспективы, способы применения математической статистики в педагогических исследованиях, методы исследования в профессиональной педагогике, методика использования современных технических средств обучения.

Задача изучения – формирование у специалиста прочных навыков по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Аспирант должен:

  1. Иметь четкое представление о развитии информационных технологий в педагогическом образовании;
  2. Ознакомиться с вопросами технического обеспечения современных информационных технологий, освоить основные приемы работы на персональном компьютере;
  3. Ознакомиться с вопросами сетевой технологии использования компьютеров, освоить приемы работы в основных службах сети Интернет;
  4. Ознакомиться с вопросами программного обеспечения современных информационных технологий, освоить работу с основными программными продуктами: текстовыми, табличными и графическими редакторами, базами данных, средствами подготовки презентаций, сетевыми клиентскими программами;
  5. Иметь представление о проблеме защиты информации в компьютерах и компьютерных сетях;
  6. Овладеть методами и средствами решения задач в своей предметно области, используя современные информационные технологии.

Курс завершается защитой реферата (выпускной работы) и сдачей дифференцированного зачета, который включает в себя теоретические вопросы и практическое задание.
 
Цель реферата – продемонстрировать основные знания и умения в применении современных информационных технологий в избранной научной области.

Реферат, смысловое содержание которого рекомендуется в русле диссертационного исследования, должен содержать следующие информационные объекты (не мене 3-х каждого типа).

Текст, с применением форматирования и стилей оформления:

  1. Обычный, полужирный, курсив, подчеркнутый;
  2. Заголовки (не менее 3-х уровней);
  3. Цветовое оформление шрифтов.

Текстовые списки:

  1. Маркированные и нумерованные;
  2. Колонтитулы;
  3. Сноски;
  4. Перекрестные ссылки;
  5. Оглавление и указатели;
  6. Таблицы Word и Excel;
  7. Диаграммы Excel;
  8. Организационные диаграммы Microsoft Organization Chart 2.0;
  9. Формулы Microsoft Equation 3.0 (для тематик диссертационных работ и специальностей, в которых применение формул принципиально необходимо);
  10. Рисунки (изображения, картинки, фотографии), скопированные из Интернета и/или отсканированные и содержащие примечания – ссылки на источники (адреса web-страниц и/или сканированные документы);
  11. Гиперссылки (в пределах реферата);
  12. Разрывы (страниц).

В конце реферата в виде приложения приводится список использованных технических приемов оформления работы в виде таблицы, в первой колонке приводится название приема (с указанием инструмента), во второй – номера страниц, на которых прием продемонстрирован.

Объем реферата – не менее 20 страниц формата А4, текст размером 12 пунктов, межстрочный интервал 1,5 со стандартными (как для диссертации) полями.

Кандидатский экзамен по специальности.

Цель кандидатского экзамена по специальности – проверка степени подготовленности аспиранта (соискателя) в соответствии с избранной научной специальностью. Выявление понимая логики процессов и явлений на теоретическом и прикладном уровнях научного знания.

Кандидатский экзамен состоит из основной и дополнительной программы. Дополнительная программа включает пояснительную записку, включающую методологические аспекты исследования; основные вопросы, рассматриваемые в диссертационном исследовании, с краткой аннотацией; список используемой литературы. Основная программа утверждается ВАК РБ, дополнительная программа утверждается на заседании лаборатории (сектора) за месяц со сдачи экзамена.

К сдаче кандидатского экзамена по специальности допускаются лица, подготовившие рукопись диссертации.

Источник информации: Справочные материалы в помощь аспиранту и докторанту Национального института образования / сост. К. В. Лавринович. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 88 с.
 

Дата публикации: 21:03 06.08.2009
E-mail*
Доп.информация
Что отправить?Статью целикомАнонс
 
Комментарии к статье

Вход в систему

Пользователь  
Пароль
Связаться с нами 
Бюро «Карьера»             ©2009-2016, Все права защищены 
+375 29 6714119                                                                                                    
Создание сайта Разработка и размещение Веб-ресурсов