Новости Профориентир Обучение Работа Work&Travel
Дискуссии RSS-каналы English intro Партнерам Работодателям В избранное Стартовая
ДАЙДЖЕСТ

20:22 14.04.2021 Віртуальная Школа грамадзянскай адукацыі

21:52 25.02.2021 Предпринимательские инициативы в регионах получат поддержку на открытие и развитие бизнеса!

15:21 28.01.2021 Выставка «Образование и карьера» 2021

22:51 20.01.2021 Проекту "Доступная медицинская помощь и уход" требуются волонтеры!

13:07 19.01.2021 Полная стипендия в Utrecht University, Нидерланды

12:44 19.01.2021 Стипендия с полным покрытием расходов на обучение в IFA Paris (Франция)

12:08 23.12.2020 Учебный курс “Школа адукаторов”

15:43 21.10.2020 Стипендии для студентов

16:10 21.10.2020 Онлайн-школа «Цифровые форматы в образовании и социальном предпринимательстве»

13:30 21.10.2020 Как действовать, чтобы бизнес приносил свои плоды?

Принципы постановки карьерной цели

Говоря о выборе профессии, невозможно упустить из вида вопрос целеполагания.  Когда мы говорим о выборе профессии, мы неосознанно формулируем перед собой цель, то есть тот идеальный образ результата, который мы в итоге хотим достичь. Например, я выбираю профессию психолога, и хочу стать директором собственного консалтингового агентства. В связи с этим важно уже на этапе профессионального самоопределения правильно ставить перед собой карьерные цели.

Цель — это конкретные конечные желаемые состояния или искомые результаты, которых хотел бы достичь человек, это совершенно четкие представления о желае­мом. Цель должна соответствовать основным требованиям – это реалистичность, позитивность, конкретность, достижимость, измеримость, значимость, соотносимость с конкретным сроком (SMART – технология).

В 1996 году Э. Локк из Мэрилендского университета представил результаты своего тридцатилетнего исследования, посвященного связи постановки цели с выполнением задач. В этом исследовании приняли участие более 40 000 человек — от детей до ученых. Исследования проводились в восьми стра­нах и охватывали временные промежутки от одной минуты до 24 лет. Вот некоторые результаты данного исследования:

  • Чем труднее поставленная цель, тем значительнее чув­ство достигнутого.
  • Чем конкретнее цель, тем точнее регулируется деятель­ность.
  • Цели, которые одновременно и конкретны, и трудны, обусловливают наилучшую деятельность, направленную на их достижение.
  • Согласие с целями наиболее значимо, когда человек убежден, что: цель важна; цель достижима (или, по крайней мере, к ней можно приблизиться).
  • Постановка цели приносит наибольшую пользу, когда при­сутствует обратная связь, указывающая на продвижение к цели.
  • Постановка цели опосредует воздействие опыта пре­дыдущих действий на последующие.
  • Цели стимулируют планирование.
  • Люди испытывают больше трудностей при достижении целей, если: у них нет опыта или тренировки; они находятся под чрезмерным давлением, принуж­дающим действовать; на них сильно давление времени.
  • Цели оказывают влияние на личность.
  • Цели служат стандартами для чувства удовлетворенно­сти собой.

А теперь давайте проверим, правда ли то, что вы только что прочитали. Предлагаем вам выполнить небольшое упражнение.

Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч, руки вытяните вперед параллельно полу. Затем повернитесь всем корпусом назад и зафиксируйте взглядом на стене то место, до которого удалось повернуться. Вернитесь в исходное положение. Закройте глаза. Представьте себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открыв глаза, попробуйте вновь повернуться. Сравните то место в пространстве, в котором вы теперь оказались, с мысленной отметкой на стене, зафиксировавшей ваш прежний поворот. Что бы это значило?

Таким образом, можно наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед собой цели.

Но давайте вернемся к карьерным целям.

Выберите одну из ваших личных или профессиональных целей, соотнесите ее с прочитанным и ответьте на вопросы.

1. Привлекательность. Выбор карьерной цели часто связывается с престижностью какого-то положения в общественном мнении. Это условие нужно учитывать, но важно, чтобы это положение было привлекательным в индивидуальном плане. В этом отношении оно должно соответствовать личным интересам, ценностям, представлениям. Такой выбор цели помогает увлечься ею и, следовательно, легче преодолевать трудности «черновой» работы при движении к ней.

Контрольный вопрос: Вам очень нравится то, что вы выбрали в качестве своей карьерной цели?

2. Реальность. Начинающий работник не ставит целью должность министра отрасли или руководителя департамента (Хотя плох тот солдат, который не мечтает стать генералом). Реальнее цели профессионального продвижения и развития способностей к исполнению ближайшей в организационной иерархии должности.

Контрольный вопрос: Вы знаете, какую должность сможете занять как молодой специалист, получив профессиональное образование? Она Вам нравится? Видите, каким может быть следующий профессиональный шаг?

3. Последовательная близость. Дальность целей рассеивает устремления. Разбивка движения по этапам концентрирует усилия. Последовательная постановка задач приближает конечную цель.

Контрольный вопрос: Вы видите этапы в достижении своей профессиональной цели? Вы знаете, что уже сегодня нужно сделать для продвижения по выбранному пути?

4. Прогрессивность и последовательность. Каждая из последующих подцелей должна предполагать наращивание способностей и возможностей. Если цель достигнута рывком, без обеспечения готовности к освоению нового положения, карьерный процесс теряет устойчивость.

Контрольный вопрос: Вы понимаете, какие знания, опыт и способности потребуются от Вас при получении профессионального образования?

5. Возможность корректировки цели. В процессе продвижения могут меняться его мотивы. Двигаться к цели, жестко ориентируясь на исходные мотивы – насилие над собой и торможение карьерного процесса.

Контрольный вопрос: Вам достаточно легко отказаться от задуманного, когда на пол пути к достижению цели Вы разочаровались в результате?

6. Возможность оценки результативности. Цель должна быть формализована и предполагать критерии оценки ее достижения. Соотнесение полученных результатов с поставленной ранее целью – основа оценки эффективности и дальнейшего планирования карьерного движения.

Контрольный вопрос: Ваши профессиональные цели имеют качественно-количественные показатели? Их можно измерить?

Комментарий:

Если на все вопросы дан положительный ответ, стоит задуматься, действительно ли вы объективно оцениваете сложившуюся ситуацию. Не слишком ли идеально? Если на все вопросы дан отрицательный ответ, подумайте, а действительно ли Вы хотите достичь заявленной цели. Может быть, это не Ваша цель? Если положительные и отрицательные ответы чередуются, можно порадоваться: Вы – живой человек и ничто человеческое Вам не чуждо, есть, за что себя поругать и похвалить. Есть шанс стать еще лучше. Успехов на пути постановки целей!

А еще можно почитать по данной теме: 
http://ou.tsu.ru/school/karera/zapiska.html

Подготовлено Еленой Касьяник и Ольгой Савчик для компакт-диска "Моя карьера"

Дата публикации: 03:42 09.08.2009
E-mail*
Доп.информация
Что отправить?Статью целикомАнонс
 
Комментарии к статье

Вход в систему

Пользователь  
Пароль
Связаться с нами 
Бюро «Карьера»             ©2009-2016, Все права защищены 
+375 29 6714119                                                                                                    
Создание сайта Разработка и размещение Веб-ресурсов