Новости Профориентир Обучение Работа Work&Travel Тренинговый центр
Дискуссии RSS-каналы English intro Партнерам Работодателям В избранное Стартовая
ДАЙДЖЕСТ

18:28 17.10.2018 Студенческий семинар "Европейский опыт студенческого лидерства"

17:08 15.10.2018 Выпускной «Инкубатора мечты» в Минске

12:15 09.10.2018 Конкурс «Дзея для нефармальнай адукацыі»

16:33 08.10.2018 Общественная кампания «Учиться, чтобы действовать»

15:52 08.10.2018 Программа PFP «Стажировка в инновационном и предпринимательском секторе США»

13:49 08.10.2018 Онлайн-курс по государственному управлению и публичной политике

10:28 08.10.2018 Пезентация ECLAB 2018-2019

18:55 03.10.2018 В Витебске подвели итоги реализации мини-проекта «Уроки жизни для женщин»

09:29 03.10.2018 Лидерский тренинг «Диагностические инструменты»

10:41 02.10.2018 Школа PR и медиакомпетенций: состоялся первый выпуск

Диагностика профессиональной направленности

Для диагностики профессиональной направленности личности используется опросник Е.А.Климова «Дифференциально-диагностический опросник». Он предназначен для подростков. Позволяет определить склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности.

Все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов.

Самыми распространенными являются профес­сии, где предметом труда выступает техника. Обозна­чим этот тип буквой «Т» («человек — техника»). К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик техно­логического оборудования, водитель, техник, механик.

Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования: слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и др. В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт сооружений, конструкций – эти профессии тоже относятся к этому типу: архитектор, строитель, сантехник и др.

К этому же типу профессии относятся профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров: огранщик алмазов, ткач, столяр и др.; по переработке сельхозпродукции: пекарь, кондитер и др.; по добыче и обработке горных пород, грунтов: проходчик, шахтер и др.

Следующий тип профессий – «человек — человек» («Ч»). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он свя­зан с управлением, руководством людьми или кол­лективом. К этому типу профессий относятся, напри­мер, экскурсовод, учитель, продавец и др.

Особо выделяется тип профессий «человек — природа» («П»). Конечно, лю­бой предмет на Земле и сам человек, относится к природе. Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и, прежде всего, растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Примером таких профессий являются: микробиолог, рыболов, трак­торист, ветврач, доярка, цветовод и др.

Часто объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и фи­зические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисун­ки, дорожные знаки и т.п.. Такие профессии относятся к типу «человек — знаковая система» («3»). Это, напри­мер, корректор, экономист, стенографистка, машини­стка, чертежник, топограф, нотографик.

Некоторым людям нравятся профессии, которые связаны с изобразитель­ной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. Это профессии типа «человек — художественный образ» («X»): модельер, витра­жист, фотограф-художник, музыкант, артист, актер, журналист и др.

Если вы готовы, переходите к инструкции.

Инструкция

«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Ответ в форме знака плюс поставьте в соответствующую клеточку листа ответов»

ДДО

1а. Ухаживать за животными.
 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
 
2а. Помогать больным людям.
 2 б. Составлять схемы, таблицы, программы вычислительных машин.
 
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, грампластинок.
 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
 
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу).
 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).
 
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
 5б. Обсуждать художественные книги.
 
6а. Выращивать молодняк – животных какой-нибудь породы.
 6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных, учебных)
 
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.
 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъемным транспортным средством (подъемным краном, трактор и др.).
 
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке пьес, концертов.
 
9а. Рекламировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.
 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
 
10а. Лечить животных.
 10б. Выполнять вычисления, расчеты.
 
11а. Выводить новые сорта растений.
 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания).
 
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.
 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
 
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
 
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.
 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ожогах и т.п.
 
15а. Составлять точные описания (отчеты) о наблюдаемых явлениях, событиях и др.
 15б. Художественно описывать, изображать события, наблюдаемые или представляемые.
 
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
 
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
 17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов.
 
18а. Организовывать культпоходы в театры, музеи, на экскурсии и т.п.
 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
 
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
 
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Лист ответов ДДО

Фамилия, имя, отчество……………………………………………………………

Дата………………………………………………………………………….……….

При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов необходимо посчитать сумму плюсов.

Анализируя полученные данные следует иметь в виду, что вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к профессиям «человек – природа» (П), во втором – «человек – техника» (Т),  в третьем – «человек – человек» (Ч), в четвертом – «человек – знаковая система» (З), в пятом «человек – художественный образ» (Х).

Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.

Минимальное количество баллов по каждой графе – 0, максимальное – 8 баллов. Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интересы к данной группе не выражены;

3-6 баллов – профессиональная направленность и интересы выражены в средней степени;

7-8 баллов – профессиональная направленность выражена ярко и отчетливо.

Интерпретация полученных результатов

Для того чтобы освоить определенную профессию и успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требова­ниям, которые эта профессия предъявляет к личности работающего. Поэтому важно, выбирая профессию, знать эти требования.

Профессии типа «человек - техника» (Т). Особенность технических объек­тов заключается в том, что они могут быть точно измерены. При работе с техни­кой от человека требуются точность, определенность действий. Нужна и высо­кая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но при работе с техникой с ее точностью, дробным разделением труда им уделяется особое внимание.

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для нова­торства, выдумки, творчества, изобретательности. Поэтому важное значение имеет такое качество как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно оперировать (соединять, разъединять и т.д.) техничес­кими объектами и их частями - важные условия успеха в данной области, при­чем изобретать можно не только новые продукты труда, но и способы работы.

Профессии типа «человек — человек» (Ч). Главное содержание труда в них заключается во взаимодействии между людьми. Если не ладится это взаимо­действие, значит не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, умение слушать, способность понять другого человека, разбираться в его особенностях.

Основные личные качества, которые важны при работе с людьми: уравно­вешенность, общительность, способность поставить себя на место другого чело­века, понимать намерения, настроение людей, умение находить общий язык с разными людьми, терпение.

Профессии типа «человек — природа» (П). Представителей этой профессии объединяет одно важ­ное качество - любовь к природе. Любовь не созерцательная как к наиболее благоприятной среде для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и примене­нием их на практике. Поэтому, выбирая профессию данного типа, важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать или как к мес­ту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они слож­ны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные и микроорганизмы развиваются без выходных и праздников, так что специалисту необходимо все­гда быть готовым к непредвиденным событиям, также много сведений прихо­дится держать в уме. Необходимо быть наблюдательным, дальновидным, с хо­рошо развитой интуицией, чтобы предвидеть и заметить возможные измене­ния. Важны инициатива и самостоятельность, а также ответственность в реше­ний конкретных задач. Изменчивые условия труда требуют от работника твор­ческого мышления.

Профессии типа «человек — знаковая система» (3). Мы встречаемся со знаками на каждом шагу. Это и цифры, и коды, и условные знаки, и естественные и искусственные языки, и чертежи. В любом случае, человек воспринимает знак как символ реального объекта. Специалисту, работающему со знаками, важно, с одной стороны, уметь абстрагироваться от реаль­ных свойств предметов, обозначенных теми или ины­ми знаками, а с другой стороны, - представлять и воспринимать характеристики и закономерности явлений и объектов, стоящие за знаками. У специалиста долж­но быть хорошо развито абстрактное мышление и воссоздающее воображение. А учитывая, что знаки часто имеют малозаметные различия, в работе с ними необходимы такие качества как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

Профессии типа «человек — художественный образ» (X). Важнейшее тре­бование – наличие способностей к искусствам, творческое воображение, образ­ное мышление. И, конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результа­том часто создают обманчивое представление о легкости самого процесса труда. Между тем, надо помнить, что за внешней легкостью стоит напряженная мно­гочасовая ежедневная практика.

Подготовлено Еленой Касьяник по материалам:
Кухарчук А.И., Седова Е.Л., Лях В.В. Психология профессионального самоопределения. – Минск, 2000.
Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2006.

Дата публикации: 11:13 12.08.2009
E-mail*
Доп.информация
Что отправить?Статью целикомАнонс
 
Комментарии к статье

Вход в систему

Пользователь  
Пароль
Связаться с нами 
Бюро «Карьера»             ©2009-2016, Все права защищены 
+375 29 6714119                                                                                                    
Создание сайта Разработка и размещение Веб-ресурсов