Новости Профориентир Обучение Работа Work&Travel Тренинговый центр
Дискуссии RSS-каналы English intro Партнерам Работодателям В избранное Стартовая
ДАЙДЖЕСТ

18:02 06.11.2018 Программа обмена Community Connections – 2019

18:28 17.10.2018 Студенческий семинар "Европейский опыт студенческого лидерства"

17:08 15.10.2018 Выпускной «Инкубатора мечты» в Минске

12:15 09.10.2018 Конкурс «Дзея для нефармальнай адукацыі»

16:33 08.10.2018 Общественная кампания «Учиться, чтобы действовать»

15:52 08.10.2018 Программа PFP «Стажировка в инновационном и предпринимательском секторе США»

13:49 08.10.2018 Онлайн-курс по государственному управлению и публичной политике

10:28 08.10.2018 Пезентация ECLAB 2018-2019

18:55 03.10.2018 В Витебске подвели итоги реализации мини-проекта «Уроки жизни для женщин»

09:29 03.10.2018 Лидерский тренинг «Диагностические инструменты»

Василий Пронь: "вдохновляюсь, делая то, что считаю однозначно полезным"

Накануне Фестиваля неформального образования публикуем интервью с членом оргкомитета фестиваля, белорусским экспертом сферы неформального образования. Директор Тренинговый центр «Квадратный апельсин» Василий Пронь рассказал о своем пути к тренерства, особенности своей работы и профессионального сообщества, раздумывал об образовании будущего, а также поделился ценными советами для тех из вас, кто стоит перед трудным выбором.


Многие из наших читателей в определенный момент становится перед образовательным или профессиональным выбором. Учитывая ваш персональный опыт преобразования из инженера в тренера, что можете посоветовать людям на распутье?
Действительно, первая моя образование - инженер-программист. Я начал работать программистом еще на третьем курсе, по завершении обучения в вузе получил диплом с отличием, отработал 2 года обязательного распределения. Однако, еще обучаясь в университете, я уже интересовался психологией, и когда появилась такое предложение - я в течение двух недель принял решение о радикальном изменении своей карьеры - занялся развитием тренингового центра «Квадратный апельсин».

Поскольку решение было очень быстрым, я столкнулся со многими трудностями и вызовами. Однако не жалею об этом. Благодаря им я смог научиться в жизни очень многому и получить шикарный опыт, развить себя.

Что я рекомендую людям, когда они задают вопросы, связанные с выбором профессии или сферы занятий:
В первую очередь, научитесь прислушиваться к себе - к тому, что на самом деле вам интересно. Не всегда то, что хорошо получается - интересно. А успех и удовлетворения мы имеем прежде всего от того, что интересно.
Вторая важная рекомендация (чего я в своей жизни не сделал) - звяршайце изменения бережно по отношению к себе. Даже если вы работаете в профессии, которая вам не по душе, не стоит бросать ее и кардинально менять все, ведь это требует больших внутренних ресурсов. Если вам 18-25 лет, это еще проходит достаточно легко, а если у вас семья и обязательства - это сложнее.
Меняйтесь постепенно, но каждый день. Каждый день делайте еще что-то, чтобы приблизить то, чем вы хотите заниматься.

Третья рекомендация - в жизни выбирайте заниматься тем, чем вы хотите. И сделайте так, чтобы это приносило вам прибыль для достойной жизни. Только в этом случае вы сможете заниматься этим долго, не жертвуя собой. А значит, и дело ваше будет развиваться.

Какой вы видите миссию своего Центра?

Мы долго и сознательно работали над формулировкой Миссии нашего центра. Пришли к такому: "Мы создаем возможности для желающих быть счастливыми и успешными."
Реализация этой миссии за 12 лет работы нашего центра менялась. Когда-то она заключалась в том, чтобы привнести в Беларусь лучшие практики, связанные с неформальным образованием и тренингами. На сегодня, когда много различных направлений и возможностей появилось в нашей стране, наша задача - быть центром, который предоставляет системные и качественные возможности для личностного роста и развития. Задавать высокую планку.

Как быстро и понятно объяснить, что такое неформальное образование?

Неформальное образование - это прежде всего сама жизнь.
Но это не просто жизнь, а с определенными отношениями к нему. Рассматривать жизнь как возможность узнать что-то новое, научиться этому, применить к себе, к своим потребностям. В самом широком смысле в неформальном образовании нет границ и правил. Главное - это состояние самого человека, готовность учиться.
В более узком смысле неформальное образование - это самые разные по своей форме, продолжительности, участниках мероприятия, имеющие целью научить чему-то новому.

Очень интересная идея ассистирования на ваших тренингах. Как часто выпускники тренингов пользуются такой возможностью? Как вы к этому пришли?

На наших программах есть система бесплатного ассистирования. Человек, который однажды прошел программу, может на нее сколько угодно раз приходит бесплатно и принимать в ней участие, помогая как тренером, так и тем, кто проходит программу впервые. Этому мы научились у коллег из России и Украины, когда только начинали свою деятельность. Для нас этот подход является очень важным и ценным в работе, так как позволяет людям закреплять полученные знания, навыки (которые со временем частично забывают), позволяют людям задавать новые вопросы и продолжать свое развитие, а значит делает нашу работу более качественной.

Несмотря на то, что мы являемся коммерческим центром, бесплатное асиставанне помогает нам создавать сообщество людей, близких по духу, и поддерживать с ними коммуникацию. Мы таким образом являемся сочетанием неформальной общества и коммерческого центра. Поэтому нам очень легко и комфортно сотрудничать с неформальными организациями, многие из которых близки нам по духу.

Сегодня существует много возможностей попасть на различные международные тренинги. Как вы считаете, эффективнее учиться в мультикультурном окружении или в ближайшем по менталитету и духу?
Очень хороший вопрос. И не самое простое. С одной стороны, очень важным моментом для развития внутренней психологической культуры человека является его историческая память и национальное сознание. С другой стороны, мы живем в мире глобальных коммуникаций и больших скоростей (в том числе и скоростей в изменениях социальных норм и правил). Некоторые люди противопоставляют первое и второе. Либо-либо. Либо учиться у внешнего мира - это класс, а замыкаться на своем - это колхоз. Либо нужно помнить свои корни, возвращаться к истокам, а все внешнее - это зло.
На мой взгляд, наиболее цивилизованный подход - это не через противопоставление. Нечего и нечему противопоставлять.

Учиться лучшему, общаться, обмениваться опытом, взаимодействовать и при этом гордиться своим, иметь свою честь, национальную и историческую память - для меня именно это и есть проявления внутренней культуры человека.
В нашем центре мы регулярно приглашаем специалистов из России, Украины, Прибалтики - для того, чтобы бы поддерживать обмен и развитие. С другой стороны, мы растим и обучаем свои кадры. Сами периодически бываем на международных конференциях, обучении, стажировках.

Как вы оцениваете рынок услуг неформального образования в Беларуси? Существует сообщество профессиональных неформальных адукаторов?

Рынок услуг неформального образования я по мере возможности отслеживаю с 2004 года. За это время он существенно развился - и это радует. Конечно, есть определенные сложности, которых невозможно избежать при развитии рынка. Если раньше было мало провайдеров неформального образования, люди вообще не знали что это такое, то теперь существенно больше людей знают, что такое тренинги, курсы, учебные кружки. Сложность, которую я вижу сейчас на рынке, связанная с тем, что рынок только-только проходит свое становление. Года два-три назад началось появление большого числа тренеров, компаний, предлагающих услуги на этом рынке. Не все из них надлежащего качества. "Эффект пены". Однако, в том числе и в связи с кризисом, происходит нормальный процесс "убывания пены" - если остаются и усиливаются качественные провайдеры, а не очень качественные - или уходят с рынка, или растут, развиваются, изменяются.

Слышали ли вы о самоуправляемое образование (Self-Directed Learning)? Есть ли перспективы у этого направления? Или обязательный адукатор или тренер в процессе обучения?

Не могу сказать, что эта на слуху. По крайней мере в нашей среде. Я считаю, что это неизбежно нас ждет с развитием внутренней психологической культуры людей. Чем больше будет развиваться человек, тем более самостоятельные решения он будет принимать и более самостоятельно сможет их воплощать (в том числе и в процессе обучения). Но есть очень существенный фактор. Человек - существо социальное. Это значит, что взаимодействие с другими людьми жизненно необходимое. Процесс обучения - это один из компонентов, один из видов взаимодействия. Поэтому самоуправляемое обучение, на мой взгляд, - это не об отказе от тренера, адукатара.Гэта о размещение ответственности за выбор в сторону учащегося.

Это знаете, как в анекдоте: Два монаха поспорили - как связанные жжение и медитация. И решили спросить у священника. Через некоторое время встретились. Один говорит: "Мне священник сказал, что можно". Второй: "А мне, что нельзя". Стали разбираться, и оказалось, что один спросил "Можно медитировать во время курения?» И получил ответ - можно. Второй спросил "Можно курить во время медитации?" И получил ответ - нельзя.
Вот так примерно и с Адукатар.

Учиться можно и нужно - и без адукатора. Но или отменит это адукаторов - нет, не отменит. Не всему можно научиться без них.

Какой вам представляется образование будущего?

Неразрывно связанной с жизнью, с практикой. Граница между обучением, как отдельным процессом и деятельностью как другим будет более тонкой. Ну и еще роль, активность, ответственность самих учащихся будет выше. Роль адукатора будет содержаться из эксперта в создателя условий и организатора процесса, того, кто сопровождает. В процессе обучения, возможно, будет больше игры и фану. Ведь это делает его более живым и эффективным. А может быть, разработают пилюли или еще что, как в фантастике, съел - и через день знаешь 20 языков. Тут уж фантазия начинает работать. Но мне кажется, что даже если эти технологии и будут, они смогут снять только часть задач обучения - наиболее технологическую. А вот аспекты обучения, связанные с социумом, психологической культурой, взаимоотношениями - вряд ли.

Психолог и тренер - это хорошая работа в Беларуси? Кому посоветуете идти в профессию?

Любая работа хороша, если делается с душой. Поэтому в профессию порекомендую идти тем, кто видит себя в этом. Кто готов существенно работать над собой. Психолог, тренер не может работать с людьми, не имеет морального права, если в этот момент он не в контакте с ними, где-то на своей волне. Это требует ресурса. Эмоционального, внутреннего. Поэтому особенно важна внутренняя мотивация.

И еще, на мой взгляд, тренерам, адукаторам может быть человек до тех пор, пока он сам развивается. Если человек считает, что достиг высот и стал гуру, перестал учиться и развиваться, он уже не может работать эффективно с людьми, так как скорее всего будет оперировать клише и штампами. Не будет в моменте.

Где можно в Беларуси поучиться быть тренером?

Залечит от направленности тренера. Когда мы говорим о бизнес-тренеров, то их обучают консалтинговые компании, белорусские и международные.
Если говорить о тренеров личностных программ, тренеров - их не очень много обучают. Иногда бывают проекты, которые организуют НПО, в частных центрах скорее эпизодически происходит такое обучение. Зная это, мы, например, с целью развития профессиональной среды в сфере тренеров личностных программ уже несколько лет проводим тренерское обучение в сфере личностных программ. С прошлого года делаем это совместно с Академией последипломного образования, участники получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

Если говорить о психологов (часто их также относят к тренерам), то их обучают школы разных психологических направлений. Некоторые из них представлены и в Беларуси. Есть представители гештальт-направлении, психоанализа, экзистенциального направления, НЛП-школы и другие. Психологические знания полезны для тренера, однако важно понимать, что этого не достаточно, чтобы быть качественным тренером. Ведь обучение психологии направлена, в основном, на развитие навыков индивидуального консультирования.

В последние несколько лет получил развитие также направление коучинга. Обучение коучинггу также дает полезные и важные знания и навыки для того, чтобы быть тренером, но и здесь, на мой взгляд, есть своя специфика, связанная с направленностью на индивидуальную работу.

Что вас вдохновляет?

Лично я вдохновляюсь от того, что делаю то, что считаю однозначно полезным. Полезным и с большим ореолом влияния - на будущие поколения, на тех людей, с которыми будут взаимодействовать в жизни люди, которых я обучал. Ощущение того, что может и каплю, но вкладываешь в то, чтобы людям жилось лучше.

А по-простому это особенно чувствуется, когда узнаешь, какие изменения произошли в жизни людей. Иногда они сами делятся этим, иногда случайно узнаешь. Кто создал семью, кто-то ее сохранил, кто нашел работу по душе, кто-то позволил себе заниматься творчеством и достиг в этом успехов. Недавно на TUT.BY был какой конкурс женский, участницы присылали свои истории, и портал отобрал 10 лучших и их опубликовал. Честно скажу, было очень приятно увидеть с 10 отобранных участников трое тех, с кем я работал в качестве тренера. Такие истории тоже радуют и вдохновляют.

Как вы одолевали стресс?

Стресс в работе тренера и директором тренингового центра неизбежен. Много ответственности, контакт с людьми, сочувствие их состоянием (не всегда простым) требует моральных и эмоциональных сил. И поэтому одно из важных правил, которое позволяет быть в хорошем состоянии и преодолевать стресс - банальное отдыхать.

Быть внимательным к себе и вовремя заботиться об отдыхе. Отдых бывает разный. Это и переключение деятельности (с умственной и эмоциональной - на деятельность руками, творческую) и контакт с природой, и иногда побыть наедине с собой и ничего не делать, и прикосновение к прекрасному (литература, реже театр, кино, картинные галереи), встречи с друзьями. Для меня также очень ресурсными являются путешествия, новые впечатления.
на прощание

Не стесняйтесь быть собой, мечтать и воплощать свои мечты. Берегите себя. Будьте вместе с теми, кто в вас верит, разделяет ваши ценности и убеждения. Высказывайте свои чувства, заблуждайтесь и продолжайте двигаться дальше. Соблюдайте свое время и свою жизнь.

Источник информации: http://kv-apelsin.com
Дата публикации: 11:29 05.07.2016
E-mail*
Доп.информация
Что отправить?Статью целикомАнонс
 
Комментарии к статье

Вход в систему

Пользователь  
Пароль
Связаться с нами 
Бюро «Карьера»             ©2009-2016, Все права защищены 
+375 29 6714119                                                                                                    
Создание сайта Разработка и размещение Веб-ресурсов